Предыдущая_статья Следующая_статья ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Совершенно не опасаясь возможных выстрелов из говномёта в свою сторону хочу порассуждать на указанную выше тему. Для чего? Потому что так захотелось.
Как-то так повелось, что последние … лет в индустрии развлекательно-фантастического жанра сказок для взрослых вовсю присутствует кокетство. Равно как жеманство и нарциссизм. Речь о мнении авторов и поддерживающих их контингента наиболее преданных читателей о содержании самих, собссна, книг.
То есть, как бы оно не казалось странным, авторы историй для взрослых детей на полном серьёзе и на трезвом глазу вещают про глубокое внутреннее-моральное содержание своих книг и их духовную наполненность. Мол, моя книга является новой вехой не то, что в российской фантастике, не-не. Этот гениальный опус прямо-таки в двух шагах от «451 градус по Фаренгейту», не иначе. Ага. Понятно, что тут сгущаю краски, но хватает всяких утверждений.
Доходит до такого, что в определенных разделах соц-сайтов, где кто-то, несогласный с точкой зрения о гениальности опуса про двадцатое спасение мира, и по случайности свинарников в Малой Козолуповке, тридцатую книгу подряд не вмирающим героем а-ля Рэмбо-3, начинается форменное безобразие.
Вопрос – почему?
А хрен его знает, товарищмайор. Объяснить сложно. То ли авторы на полном серьёзе считают, что очередное проникновение их героя, убивающего врага всем, включая заточенную туалетную бумагу, в очередной стан ВРАГА. То ли авторы таки осознают, что пишут именно обычное чтиво для развлекухи. Тот самый, незамысловатый и незамудренный, трэш. И тут, вот где диво, им становится стыдно. Да так, что любое напоминание о том, что де книга-то развлекательная и не просто фантастичная (зачастую фантастики и нет), она как есть сказочная, заставляет некоторых авторов суроветь, бронзоветь и даже порой кидаться намёками о возможном ударе ногой с разворота. Того, кто осмелился такое сказать.
Что заставляет коллег по цеху таким образом относиться к, по сути, правде? Ответить очень сложно, в чужую голову не влезешь. Но попробовать стоит. Хотя бы порассуждать.
Сходим в книжный магазин. Да-да, они еще существуют. И посмотрим на полки с фантастикой. Разбежались глаза? Ещё как разбежались. Сложно глазам не разбежаться. Одних серий, где шрифт похож на шрифт с точками, сколько? Во-во, что много. А еще? А тоже немало. Именно серий. Почему-то современный читатель массово хочет читать именно серии. Ему там проще. Все ясно, понятно и знакомо. И вот именно серии любят многие авторы, стесняющиеся писать трэш и страстно желающие писать что-то уровня Достоевского, но с пулеметами, монстроуродами и превозмоганием.
Одно это уже вызывает вопрос. Скажите, любезные, много ли вы встречали на полном серьёзе одухотворенных Олди в сериях? Интересно, несомненно, было бы прочесть книгу про сталкеров от Олди, ага. Думаю, что в их-то случае чувствовался бы «Пикник на обочине».
Наблюдал ли кто в сериях Макса Фрая? Олега Дивова? Почему-то никто не наблюдал. Хотя именно эти фантасты как раз и могут претендовать на духовность. Но в серии они не идут.
В серии попадают по разным причинам. Кто-то страстно желает писать только в серии и только что-то узконаправленное из-за восхищения темой. Кто-то мечтает заработать на интересе сериальных читателей. Кто-то больше ничего не умеет. Все по-разному.
Попадая в серию, чья основная задача развлечь читателя, автор пишет согласно канона. Автор пишет то, что должно быть в тексте в любом случае. Где-то чуть свободнее, где-то намного зажатее. Все зависит от редактора и от читателей серии. При этом, и это главное, авторы большинства серий пишут трэш. Где-то клевый и красивый аки музыка трэш-легенды «Металлика». Где-то сложный и не сразу понимаемый, как у «Мегадет», второй составляющей великой трэш-четверки. Где-то в ход идет трэш боевой, аки у «Слэйера», третьей части Биг Фор Трэш. А кто-то пишет то, что можно назвать балластом трэша. Аки группы, контролируемые в 90-х лидером Коррозии Металла Пауком.
Мне самому никогда не было стыдно за трэшовый «Кремль 2222 Восток». Потому что это хороший трэш. Бодрый, динамичный и отчасти даже весело-разухабистый. Более того, всем нам известны два очень известных автора, ваяющих трэш на весь мир и не смущающихся этого. Это Тарантино и Родригес. И более того, в их творениях именно потом начинают искать глубинный смысл. Мол, вот в этой сцене… да нет там ни хрена в этой сцене. Там есть попытка поржать\насладиться гипертрофированным Куртом Расселом, облизывающим пятку Розарио Доусон, не более.
Но многие русскоязычные авторы, клепающие однотипные вещи под разными наклейками, таки не гнушаются обидеться на прямое указание их трэшовости. Я, от жеж, автор и вот в этом месте поедания синерылыми гиперупырями левого колена героя, предназначенного к убиению, вложен чуть ли не смысл мироздания. А вот мироустройство в моей пятнадцатой книге про Уничтожающеговраговбезстрахаисожаления есть истинно настоящее и всем нам светит дальше. Как правило мироустройство базируется на военах и патронах. Ни на что другое у некоторых коллег фантазии больше не хватает. Часть из них даже не заморачивается, где взять патроны спустя хренолиард лет после ядерной войны. Точь в точь как в трэшовых фильмах с Каррадайном середины 80-х. Это их должно роднить, но они в этом не сознаются.
Их герои не умирают несколько книг подряд, будучи сожженными в кислоте, напалме, прямом попадании «Града», проткнутыми лесом копий целого племени, и расстрелянными из пушки КВ-2, гранатомета и лука Робин Гуда. Они превозмогают и вновь спасают мир, сурово посматривая по сторонам и отпугивая женщин, ибо воинам женщины не положены. Их пособники всегда глупее, смешнее, вернее и прочие «-ее». Герои многих книг есть Марти Сью по самые помидоры, но их авторы все равно стыдятся признаться того, что пишут трэш.
А уж напыженности современных трэш-авторов позавидуют даже герои глэм-рока 80-х. Стоит задеть их хотя бы немного, и все… Говномет наизготовку и в затронувшего летят высокодуховные диатрибы, скрещенные с цитатами классиков и обязательном упоминании о том, что де автор прочел не только Гоголя-Пушкина-Толстого, но и всех фантастов «золотой эры», от Брэдбери до Хайнлайна и во всем подражает их лучшим вещам. При всем моем желании отыскать Брэдбери в 90 процентах современной как-бы фантастики невозможно. И даже следов «Звездного десанта» Ханлайна, хотя, казалось бы, где, как не в боевой фантастике их искать. А вот трэшак, по типу худших образцов а-ля «Демоны-вампиры-содомиты с колец Сатурна против лесбиянок-ведьм Малого Задрищенска» — не отыщет только слепой. Несомненно, что хорошего и годного трэша на литературном рынке много. Очень много. Но вот только крайне непонятно, когда его авторы выдают его за симфоническую музыку.
Автор: Дмитрий Манасыпов.
Орфография и пунктуация автора сохранены. Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Предыдущая_статья Следующая_статья ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________