Предыдущая_статья Следующая_статья ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Богатые королевства людей — дом славных рыцарей, могучих магов и коварных царедворцев; иссушенные пески великой пустыни Ратхаш, населенные бессчетными ордами змееязыких к’зирдов, жадных и подлых; бескрайние зеленые степи Ругодара — родина гордых орков, бесстрашных гигантов, неудержимых в бою; даже острова детей океана, искусных мореплавателей вакри — весь мир застыл, в ожидании грядущего. Потому что в небесах уже слышатся отзвуки войны, какой еще не знал причудливый и прекрасный мир Парна, и готовятся схлестнуться в жарком бою многомиллионные армии. Потому что уже начали свой долгий путь великий шаман и великая целительница. Сын прославленного короля, воспитанный орками, и дочь подлого узурпатора, в одночасье лишившаяся всего, взамен познав себя и обретя Цель. Те, от кого будет зависеть будущее. Потому что распростерлась над миром гниющая длань беспощадного Некроса, и близится РАССВЕТ ТЬМЫ…
К сериалу «Тьма» можно относиться совершенно по-разному. Есть те, кому категорически не пришелся по вкусу этот цикл романов, есть те, кто считают «Тьму» «литературной Санта-Барбарой», а есть те, кто восторгается гениальностью автора и «глубоким смыслом». Но кто же из перечисленных категорий людей прав? В этом сегодня нам и предстоит разобраться.
Эту книгу я не собирался читать вообще. На то было несколько причин: отвратительное оформление (если кто-нибудь застал «первую версию» в мягкой обложке, тот должен понимать, о чем я говорю), ужасное качество этого же печатного издания и неинтересная, абсолютно клишированная аннотация.
Прошли годы, книгу переиздали в хорошем и качественном твердом переплете. Белые странички, новая и красивая обложка – изменилось все, кроме клише-аннотации, состоящей из кучи штампов и не говорящей ровным счетом ни о чем. Кстати, справедливости ради замечу, что аннотации абсолютно всех современных книг схожего жанра составляются по аналогичному принципу: берется парочка штампов, которые призваны заинтересовать потребителя, и разбавляется кратким пересказом основного сюжета. Это если так, в общих чертах, сильно не вдаваясь в подробности.
Вернемся непосредственно к «Рассвету Тьмы». Книгу я приобрел в начале лета две тысячи тринадцатого года, то бишь, уже довольно давно. Хотел забить ей скуку в автобусе дальнего следования. Начал читать и, неожиданно для самого себя, втянулся.
Роман начинается с дворцового переворота, голову старого и справедливого короля насаживают на пику (ибо нечего быть справедливым), вырезают всю родню и наследников, дабы не осталось посягнувших на Железный Трон, ой, тьфу ты, на престол Эффрика. Но сыну короля удается выжить, мать, ценой своей жизни, спасает своё маленькое чадо. Чадо же попадает к расе Орков из «Warcraft», где его, внезапно, решают убить, но тут вмешивается шаман и говорит, что лучше не стоит, убить-то оно всегда успеется. Орки, поразмышляв, решили взять ребенка к себе под крылышко и воспитать его.
Начало интригует, желание узнать, что же там будет дальше – есть. А дальше автор, прокрутив сюжет на тридцать лет вперед, предлагает нам последить за жизнью принцессы Айлани – дочери злобного мужичка, предавшего своего короля и узурпировавшего власть. Злобный мужичок тот раскаивается в грехах своих, осознавая, что поддался на хитрую уловку еще более злобных мужичков из-за океана, но исправлять что-либо уже слишком поздно. Естественно, судьбам Айлани и повзрослевшего сына короля предстоит переплестись. Да, к слову, сына короля зовут Трэрг, ну, такие имена распространены в этом жанре.
Далее следует эпическое путешествие с горой трупов, литрами крови, километрами кишок и всякого такого прочего. В ходе этого путешествия, автор аккуратно и последовательно раскрывает все карты, в результате чего читатель становится не пассивным, а активным участником путешествия Трэрга по фэнтезийному миру «Тьмы». Здесь мы остановимся, чтобы позволить потенциальному читателю самому узнать итог того самого путешествия. Теперь пройдемся по основным компонентам книги.
Как и в любой фэнтезийной истории, на первый план должен выходить мир произведения. К сожалению, с «Тьмой» ситуация прямо противоположная. Мир, описанный в романе – самая слабая сторона произведения. Он не выглядит цельным, а, наоборот, скорее напоминает набор красивых, но все же декораций в театре. Однако стоит отметить, что «декорации» описаны очень красиво, пейзажи отчетливо встают перед глазами. Прекрасные водопады, восхитительные горы, бескрайние поля и луга, чистенькие, не загаженные цивилизацией реки – моё почтение. Волей-неволей, а представляешь себя, стоящего на берегу Симиллы и вглядывающегося в закат. Антураж поистине бесподобен.
Теперь же перейдем к «боевой» части произведения. Если в предыдущих книгах автора присутствовали миллионы мутантов, то здесь же их заменили миллионы фанатично настроенных наркоманов-захватчиков, именуемых «К’зирдами». Крайне неинтересный и скучный ход. Миллионная армия наркоманов влетает на поле боя и давит врага численностью, а противостоять им может лишь наш герой Трэрг, который ведет за собой орды благородных орков, что делает боевую составляющую романа легко предсказуемой. Автор придумал кучу королевств и, в самом начале книги, видно, что он долго корпел, придумывая их обычаи, уклад жизни, моральные устои, религиозные взгляды, но после половины книжки, автор забывает об этом и разноплановые и интересные королевства становятся такими же пыльными декорациями. Эти королевства никак не взаимодействуют друг с другом и их отличительные черты становятся абсолютно ненужной информацией, служащей растянуть книгу на нужное издательству количество знаков. Здесь же не могу не сказать и о еще одном огорчившем меня моменте. К великому сожалению, видение автором своего «идеального мира» кочует из серии в серии еще со времен самого первого «Древнего», что не идет книге в плюс, ведь оно еще и повторяется по десять раз за абзац, отчего действительно устаешь. Ничего бы не изменилось, если бы эти «нравоучения» остались только в некоторых местах.
К героям «Тьмы» у меня почти нет никаких претензий. Довольно забавная старушка, оберегающая принцессу в её путешествии, ее постоянные ссоры с наставником Айлани – довольно ощутимо разбавляли ощущения затянутости сюжетной линии. Второстепенные герои, которые встречаются в ходе повествования, выписаны неплохо, что совсем нехарактерно для Тармашева. А вот с Трэргом ситуация печальная, увы. После каждого успешно завершенного испытания, Трэрг увеличивает свою и без того не человеческую силищу, постепенно становясь крутым мужиком, убивающим плохих парней одним зорким взглядом. Все это напоминает прокачку в современных компьютерных сетевых играх, наподобие «Lineage». Персонаж превращается в ходячий «читтерский» рояль. Если большую часть книги за становлением Трэрга как героя интересно следить, то к концу этот интерес пропадает. Трэрг не использует никакой военной хитрости и тактики – оно ему и даром не сдалось. Легче же лупануть по замку огненным камнепадам – и дело в шляпе, а обидно. Возьмите того же Мартина! Как великолепно он описал взятие Королевской Гавани! В «Тьме» маневра для разворота хватает с достатком, а значит и устроить подобное там не составит большого труда.
Резюмируя, скажу,что сюжет получился добротным и вполне соответствует всем канонам героического эпоса. Читать книгу, не задавая лишних вопросов — было очень интересно.
Вывод: неплохое героическое фэнтези с неожиданной концовкой. Написана книга легким языком, сюжет держится крепко и практически не проседает. Книга, увлекательность которой не удалось повторить последующим романам цикла, но это уже совсем иная история. Читать рекомендую всем поклонникам жанра.
Сюжет: восемь баллов по десятибалльной шкале. Мир: семь баллов по десятибалльной шкале. Персонажи: восемь баллов по десятибалльной шкале. Язык и стиль автора: семь баллов по десятибалльной шкале. Качество печатного издания (твердый переплет): десять балов по десятибалльной шкале. Общая оценка: восемь баллов. Автор: Артём Помозов.
Орфография и пунктуация автора сохранены. Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Предыдущая_статья Следующая_статья ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________