Цикл Сергея Тармашева «Древний» стал легендой отечественной фантастики и самой популярной из постапокалиптических саг. Новая книга, которую читатели ждали не один год, повествует о масштабных межгалактических сражениях, предшествующих грандиозной эпопее о «Древнем». Читателям будет предложено узнать о детстве Тринадцатого, того, кому предначертано стать величайшим из воинов.
Чарующий мрак космоса
К творчеству Сергея Сергеевича Тармашева я никогда не относился с восхищением, как большинство людей, гордо называющих себя «поклонниками» этого автора. Помню, как усердно рекламировали первую книжку его цикла «Древний». Ту, которая рассказывала нам про ядерную войну и жизнь в бункере. В свою очередь, я её купил и прочитал. Честно скажу, что ничего экстраординарного в ней не обнаружил. Стандартная и проходная история, рассчитанная на определенный круг читателей. В сравнении с тем же «Метро 2033» Глуховского, что пиарилось «Поплитом» в этом же году – так и вовсе блекло и невыразительно.
Собственно, на этом можно было бы поставить крест. Однако же мне захотелось прочитать «Корпорацию» – второй том, то есть. Из-за обложки. Из-за космоса на этой обложке. Действительно стало любопытно. Любопытно, как это рассказ о мире, пережившем ядерную войну – трансформировался в рассказ о космосе? Приобрёл книгу – прочёл книгу. И подсел на этот литературный мир, словно на тяжёлый наркотик.
Конечно, романы не были прорывными. Опять-таки, если сравнивать с творчеством мэтров или с историями о космосе из других сфер развлечений – фильмов или компьютерных игр – так и вовсе никакими были эти романы. Но что-то в них все равно цепляло. Атмосфера, наверное. Хорошо переданная атмосфера. Три книги были прочитаны. Дальше – тишина. Серия ушла на перерыв. Расстроился ли я? Отчасти. Все завершилось на самом интересном моменте. Хотя сейчас, спустя время, я пришёл к выводу, что лучше бы всё тогда и закончилось.
Вышел четвертый том. Я пропустил его. По многим причинам. Сумел ухватить уже только переиздание в твердой обложке. Не то, что было выпущено к изданию «Предыстории». Другое. С серыми страницами, с дешёвым переплётом, а также мелким шрифтом. Но вся последующая линейка серии была собрана именно в таком оформлении. Не скажу, что книги, вышедшие после «Войны», получились хуже или лучше предыдущих книг цикла. Их проблема была в том, что автор с серьезным лицом пытался навязать банальные, понятные любому ценности и установки, а также приправлял все свои «нравоучения» тоннами пафоса. Что здорово так сказывалось на восприятии. Поэтому истории выходили, скажем так, на грани добра и зла. Еще и гон на блогеров был забавным. Ну, Сергей, не приняли вашу работу в Интернете, и ладно. Вы же взрослый человек. Чего обижаться?
После я ознакомился со всеми книгами Тармашева. Исключение – «Ареал». С ним был знаком раньше. Повёлся на рекламный слоган, мол, для поклонников «Пикника на обочине». Естественно, это не так. Не было в «Ареале» никакого «Пикника». Был чистый «Сталкер». Уж поверьте мне, человеку, прочитавшему несколько десятков книг из серии с точками. Но при этом «Ареал» оказался хорошим, тут нечего сказать. За исключением восьмой, той, что про посевы какие-то. Для меня её вообще не существует. История окончилась на седьмой. Вот так.
Проще говоря, впечатления от текстов автора было положительным. До выхода третьего «Холода».
Первая часть серии «Холод» – была интересным боевиком с интересными находками и довольно оригинальной темой и нестандартным сэттингом. Вторая – была жутко затянута, но всё равно оставила приятные впечатления. А вот с третьей части Тармашев начал показывать, что он исписался. Окончание цикла вышло никаким. Двести страниц читаешь с удовольствием, но когда дело движется к развязке – книжку хочется выбросить. Никакой оригинальности. Все заканчивается как-то само по себе. Даже примитивного побоища в конце не случилось. То есть, автор слил концовку всей трилогии. Умирает гипертрофированный главный герой. И что?
Ладно. Большая-то часть читалась с удовольствием. Не принимая во внимания адаптированную статью из «Википедии» про постройку Иглу.
А вот с момента публикации «Чистилища» стало понятно, что Сергей погряз в самоповторах. Перед нами оказался тот же «Холод», разбавленный «Древним», «Наследием» и другими работами автора. В общем, невкусно.
И мы подошли к самому главному. К «Предыстории». К роману, который заставил меня раз и навсегда попрощаться с автором-Тармашевым. К роману, деньги, потраченный на покупку которого, я пожалел. А такое – редкость. Все-таки, любая книга хоть что-то, но оставляла после себя. Хоть какие-то эмоции. Хоть какой-то осадочек.
Эту книгу поклонники творчества Тармашева ждали несколько лет. Я не устану повторять, что после «Часа воздаяния» цикл исчерпал себя. Развивать – некуда. Оставалась одна дорожка – приквел. Мы его и получили в итоге. Когда «Предыстория» была анонсирована, мне сразу показалось, что это – просто-напросто дешевенькая попытка воскресить бренд, раскрученный в своё время господином Рыковым. К несчастью, главное опасение подтвердилось.
Обложка «Предыстории» – отталкивающая, убивающая и намёк на серьезность происходящего. Примечательно, что в романе этот момент отсутствует. Да, там есть нечто похожее, но ящерицы в трусах на фоне взрыва – нет. Это, дескать, юмор. Так смешно. Надкусанный листик на ноутбуке. Типа, Эпл! Ха-ха, епта. Стоит ли говорить, что такая иллюстрация оттолкнет от романа потенциальных читателей?
Впрочем, как показала практика, автору на это положить с прибором. Так что не будем заострять внимание.
Раскрыв томик, можно увидеть, что всё описанное – сказка. Я знаю, о чём тут речь. Да только не сказкой называй, а фантастикой. Сказка – это произведение, которое имеет свою специфическую поэзию, а не сухой язык изложения. В сказках никто и никогда не навязывает свою точку зрения. Мораль всегда завуалирована. Если это не сказка, тогда – что? Добротная боевая фантастика? Не сказал бы. Но обо всём по порядку.
Первой же строкой нам скармливают бесконечное количество лет. Ладно, это фантастика. Пожалуйста. Историки и ученые – тупые, и вообще подкуплены масонами. Но не в этом суть.
Открывающая сцена – сражение, которое автор по незнанию называет «резней». Понятно, что это выглядит просто придиркой, но «резня» – жестокая драка с поножовщиной. Корректоры и редакторы справедливо кушают свой хлебушек. Важно еще и то, что эпизод с бойней никак не влияет на сюжет. На основную историю. Его цель, как художественного элемента, растянуть эту самую историю. Лишь в самом конце наши бравые воители совершают «прыжок» в Солнечную Систему. Оставить только этот короткий отрывок – и хватит. Увы. Денег хочется больше, а работать – меньше. Ведь абсолютно без надобности лить воду со всеми этими сражениями кораблей, которые осточертели уже после шестой книжки цикла. Основная информация помещается в одну страницу. И я уверен, что Сергей это прекрасно понимал.
Странно, что Тармашев пишет, мол, рабский труд эффективнее машин. Да еще и такой труд, где ты должен не просто работать до изнурения, но и охотиться, заниматься собирательством, и защищать свои припасы от более сильного соплеменника, который не желает добывать пропитание самостоятельно. Долго так проработает порабощенный? Вряд ли. Тут даже и аргументов не нужно. Люди, умеющие анализировать, и без меня все поймут.
Изложение – хромает. Язык, как упоминал, сухой. Автор говорил в интервью, что никого не читает. А жаль. Чтение – это путь к развитию. В том числе, к развитию языка. Чтобы стать писателем – нужно быть читателем. О как. Про корректоров и редакторов – было уже. Но не могу не поделиться особо яркими перлами: «Датированный датами», «Владение властью», «Появление проявившегося».
Не сомневаюсь, что при желании можно накопать еще, но мне лично не хочется этим заниматься. Я не для этого читаю книги. Указал лишь на то, что резануло по глазу. Если хотите, в тексте слово «долбаное» написано с двумя «н». Зачем стараться? Бренд – популярен. Автор – с хорошими тиражами и продажами. На фаната, который сметёт книжку с полок за один логотип «Древний» можно и наплевать. Ничего личного – чистый бизнес, как сказал персонаж одной культовой гангстерской драмы.
Изрядно напрягали повторения. Из раза в раз повторялись слова. Почему фразу «в краткий миг» нельзя заменить на «в одно мгновение» – тайна, покрытая мраком.
Глобальным и осмысленным сюжетом в романе и не пахнет. Подсюжет движется вяло. Автор растягивает текст. Растягивает и растягивает, набивая нужное издательству количество знаков. Все ждал, когда начнутся абзацы про походы героев в туалет.
Как станет понятно позже, все четыре романа «Предыстории» спокойно поместились бы в два тома. За это меньше платят – поэтому этого и не произошло. Известно же, что прежде, чем стать писателем, нужно найти иной источник дохода.
Героев в романе нет. Есть болванки. Пустые манекены. Все ведут себя абсолютно одинаково, выражаются одинаково, выглядят одинаково. Они неживые. Серьезно, нет никакой разницы между Тринадцатым и его наставником. Потому что у них нет характера. Все говорят монологами на несколько страниц. Говорят примерно одно и то же. Да еще и повторяются через главу-другую, ведь автору так важно донести до читателей свой взгляд на мир, считая своих читателей круглыми дебилами, неспособными понять всё с первого раза. Это утомляет. Это портит всякое удовольствие от чтения. Я не говорю, что автор не имеет право на своё мнение. Имеет. Но можно же красиво визуализировать свои мысли через поступки героев. Увы. Писать между строк – очень и очень сложно. И могут не понять. Легче кинуть всё на поверхность. Мы ж не Стругацкие, да?
Рас никаких нет. Они, опять-таки, все одинаковые. Просто делятся на «плохих» и «хороших». Попытки отдельно вынести расу Риулов – проваливаются. Индивидуального там ничего нет. Уклад жизни расписан скудно. Сами они показаны как «бочкообразные». И ничего более. Я так и представил, как металлическая бочка чешет себе лапкой бок.
Валькирии – прекрасный пол, Ангелы воинов – никто. Они «хихикают» и «обладают точеными фигурками». Всё это чудесно и замечательно. Правда, любо-дорого посмотреть на стройных и красивых женщин. Но это не женщины, это куклы из секс-шопа. Бесхарактерные, без эмоциональные (только хихикающие по поводу и без), а также безынтересные.
Боевые сцены – самая маловажная деталь, если книга не позиционирует себя, как боевик. Эта – не позиционировала, посему я и вынес это на последний план. Чем славился Тармашев? Правильно, боёвкой. Ждете качественного боевика – тогда я спешу разочаровать. Описания столкновений малонасыщенные, тусклые, словно писались для «галочки». Утрированно, но как-то так: «Загрохотала пушка. Тринадцатый, сгенерировав импульс энергопотока, ударил в неё. Победил».
Снова скажу, что это не сказка. Почему – объяснял выше. Но это еще и не научная фантастика. Просто потому, что очень много моментов нарушают элементарные законы физики, известные любому мало-мальски образованному человеку, который хотя бы несколько раз посещал занятия по физике в школе.
Мне даже сложно назвать жанр. Антиутопия? С большой-большой натяжкой. И то – автор так не считает. Тогда назовём это просто «романом». Вот так. Простой роман, наполненный сотнями изречений автора, узнать которые можно, посмотрев ролики с его участием на «YouTube». Всё это смешанно с элементами космооперы. Больше ничего.
Обидно. Очень. У «Предыстории» был великолепный потенциал стать чуть ли не лучшей книгой Сергея, но в погоне за наживой, из-за маниакальной любви Сергея к штампам и повторениям – этого не случилось. И, судя по сложившейся тенденции – не случится никогда. Я периодически листаю новые опусы Тармашева, но всякий раз разочарованно кладу их обратно на прилавок. Не в этот раз.
К «Предыстории». В ней нет ничего, за что можно было бы простить огрехи. А финальным гвоздём в крышку гроба стал мир произведения. Он безликий, постный, в него попросту не хочется возвращаться, в нем не хочется прожить несколько часов своей жизни.
Вывод: проходная космоопера. Книга может понравиться только самым преданным поклонникам Тармашева. Те будут довольны, вне всяких сомнений. Остальным – покупать на свой страх и риск. А лучше прочитать ознакомительный фрагмент на «LitRes» и составить своё мнение. Мне бы хотелось пожелать Сергею саморазвития, упорства и труда, а не жажды богатства. Пожелать не угрожать читателям броском микрофона в голову. Пожелать не хамить на презентации молодому парню, который посмел обратиться к великому писателю на «ты». Только это всё бесполезно. Мой голос потонет в возгласах восхищения таким поведением, в хвалебных одах о текстах величайшего. И хрен с ним.
Сюжет: шесть баллов по десятибалльной шкале.
Мир: шесть баллов по десятибалльной шкале.
Персонажи: три бала по десятибалльной шкале.
Язык и стиль автора: четыре бала по десятибалльной шкале.
Общая оценка: пять баллов.
Автор: Артём Помозов.
Орфография и пунктуация автора сохранены. Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Предыдущая_статья Следующая_статья __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________